Министерство образования и науки РБ Муниципальное образование «Бичурский район» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Полянка» Программа «Таинственный мир камешков Марблс» для детей дошкольного возраста Автор: Афанасьева О.П., Старший воспитатель Бичура 2021г. 1 Содержание Целевой раздел Пояснительная записка…………………………………………………………………3 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста……………...9 Целевые ориентиры этапа завершения Программы…………………………………18 Содержательный раздел Планирование образовательного процесса по образовательным областям………..21 Формы организации деятельности с детьми в рамках реализации Программы…..38 Работа с родителями…………………………………………………………………...38 Организационный раздел Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды для реализации Программы………………………………………………………………..39 Заключение……………………………………………………………………………..42 Приложения………………………………………………………………………….....43 Литература……………………………………………………………………………...53 2 Целевой раздел Пояснительная записка Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга". «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В. А. Сухомлинский Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения. Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. 3 развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. 4 Программа «Таинственный мир камешков Марблс» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для развития мелкой моторики и координации движений рук. Актуальность Программы обусловлена необходимостью развития мелкой моторики в дошкольном возрасте, т.к данный отрезок жизни человека является сензитивным для координационного развития. Применение камешков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними. Можно с уверенностью предположить, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, играющих в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о Марблс, изданной в 1815 году в Англии. Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют 5 психоэмоциональному благополучию. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт – терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Малыш может оживлять, додумывать, представлять, он является активным участником процесса, а значит, такие игры не надоедают. Главные качества, которые может проявить ребенок в играх марблс — свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность и изобретательность. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей. Сроки реализации Программы: сентябрь 2021года- май 2025года Цель Программы: Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста с использованием камешков Марблс в различных видах деятельности. Задачи Программы: - дать детям представление об истории возникновения камешков Марблс, этапов их усовершенствования; 6 - развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через использование камешков Марблс в дидактических играх; - побуждать интерес детей, эмоциональные впечатления в разных видах деятельности и разных образовательных областях посредством использования камешков Марблс; - способствовать развитию интереса родителей к использованию игр и методик с камешками Марблс в домашних условиях. Решение поставленных в Программе задач возможно только при системной и целенаправленной поддержке педагогами детской самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности и играх с камешками Марблс. Использование шариков Марблс на практике решает следующие задачи: 1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации. 2. Формирование правильного захвата шарика кистью руки. 3. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук 4. Развитие тактильных ощущений 5. Развитие пространственных представлений 6. Формирование представления о буквах и звуках 7. Развитие лексико- грамматических понятий 8. Развитие фонематического слуха и восприятия 9. Развитие связной речи 10. Формирование математических представлений и понятий 11. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления 12. Развитие фантазии ребёнка 7 Игры и упражнения с камешками МАРБЛС соответствуют требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде: - обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала; - удовлетворяют индивидуальные потребности ребенка; - поддерживают инициативу детей; - формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; - обеспечивают вариативность и разнообразие содержания. Соответствие требованиям ФГОС Материал может деятельности, так использоваться и в как в организованной образовательной самостоятельной деятельности детей. Камешки Марблс являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Каждое упражнение может изменяться в зависимости от возраста детей, их развития и заинтересованности в игре. Требования к организации проведения упражнений и игр с камешками: Для повышения упражнений эффективности необходимо воздействия задействовать пальцы при выполнении обеих рук. разных Упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. С целью безопасности рекомендуется выполнение упражнений с камешками только под присмотром взрослого. Ожидаемый результат: 1. Использование Программы в работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в 8 данном направлении. 3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе игр Марблс. 4. Использование камешков «Марблс» в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности. 5. Создание в ДОУ развивающей среды с использованием камешков «Марблс» Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста 3-4 года Происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «я сам». Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса 3 лет. Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребёнок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребёнка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого 9 ребёнка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерётся»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребёнку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Ребёнок четвёртого года жизни начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует её по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, причёска и т. д.). Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, недостаточной сформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, 10 эмоциональной отзывчивости, продуктивных видах способности деятельности к сопереживанию. В (рисовании, игре, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств - сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности. Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается. 11 4-5 лет Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Дети этого возраста ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому они обращаются к сверстнику, когда тот не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. К 5-и годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Дети этого возраста имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. 12 Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. Важнейшим новообразованием данного возраста является выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно - деловой характер. Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер. В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки. 5-6 лет Интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Оценки взрослого 13 подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко. На шестом году жизни у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности. Продолжает развиваться дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика тендерного поведения). Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью. Замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и других видах деятельности. В этом возрасте в поведении происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. Развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых). Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенкадошкольника. К этому периоду жизни накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий 14 кругозор может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, старший дошкольник может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. умение последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки). В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические. К интеллектуальным чувствам можно отнести: любопытство; любознательность; чувство юмора; удивление. 15 К эстетическим чувствам можно отнести: чувство прекрасного; чувство героического. К моральным чувствам можно отнести: чувство гордости; чувство стыда; чувство дружбы. 6-7 лет Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, участвуют в ситуациях общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Однако в общении и взаимодействии отмечается стремление в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Дети этого возраста способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек – это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать (положительная окрашенность слова «экономный» и отрицательная - слова «жадный»). Могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться, от чегото приятного в пользу близкого человека). Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие. При организации совместных игр используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. Способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. Могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. В соответствии с сюжетной 16 линией вступают во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль. Происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. Поведение детей начинает регулироваться на основе представлений о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. У детей седьмого года жизни уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. Развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и 17 явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания - повторение. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети седьмого года жизни не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. Целевые ориентиры этапа завершения Программы Успешное завершение данной Программы способствует достижению ребенком целевых ориентиров, представленных ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования. 18 Педагогическая диагностика освоения программы «Таинственный мир камешков Марблс» проводится в ходе наблюдений за игровой, познавательной, творческой, художественной, деятельностью детей, за коммуникативными навыками среди сверстников. По результатам диагностики педагогам представляется возможность выделить проблемы , выстроить дальнейшую работу, скорректировать образовательную деятельность групповых, парных и индивидуальных занятий. Взаимосвязь целевых ориентиров с содержанием программы «Таинственный мир камешков Марблс» Компоненты содержания Целевые ориентиры Программы Развитие коммуникативных Ребенок овладевает основными навыков в совместных со культурными способами сверстниками играх и при деятельности, проявляет выполнении заданий, развитие инициативу и самостоятельность в детской самостоятельности в разных видах деятельности- игре, выборе вида деятельности с общении, познавательнокамешкамиигровая, исследовательской деятельности, исследовательская, творческая, конструировании и др. конструктивная Становление эстетического Ребенок активно взаимодействует отношения к окружающему миру со сверстниками и взрослыми, возрожденных в наше время участвует в совместных играх, древнейших находок в виде способен договариваться, камешков Марблс, учитывать интересы и чувства Развитие умения играть группами, других, сопереживать неудачам и уметь договариваться, принимать в радоваться успехам других, игре условия других детей. адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты Формирование в играх с Ребенок обладает развитым камешками умений подчиняться воображением, которое реализуется правилам, предложенным в разных видах деятельности, и воспитателем, а также прежде всего в игре, ребенок придуманным самими детьми. владеет разными видами и формами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и 19 Обогащение активного словаря ребенка при работе с камешками Марблс по речевым карточкам, развитие связной диалогической и монологической речью в парных и групповых играх камешками Марблс, умеет дифференцировать звуки в словах, слогах в играх с камешками. Развитие мелкой моторики пальцев рук при различных играх с камешками Марблс, их группировке по видам, овладение различными настольными играми по физическому развитию. Формирование правил работы и игр с камешками, соблюдая гигиенические требования и правила безопасности- не брать в рот, не кидаться камнями и т.д. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации при знакомстве с камешками, их историей, свойствами и видами. Развитие математических навыковпорядковый и количественный счет, знание состава числа, геометрических фигур, расположение на плоскости, знание цифр. социальным нормам Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены Ребенок проявляет любознательность. Задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. 20 Содержательный раздел Планирование образовательного процесса по образовательным областям Познавательное развитие «Собери бусы» Цель: учить детей устанавливать последовательность по рисунку и продолжить ее «Назови и выложи» Цель: закрепить знания геометрических фигур, умение выкладывать фигуру по контуру камешками, подбирая цветовую гамму «Тучка и капельки» Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать Речевое развитие Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков». Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме». Игра «Назови предмет» Цель: учить правильно называть предметы по картинкам и Социальнокоммуникативное развитие 2 младшая группа С/Р игра «Строители» (замещение щебенки камешками Марблс) Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре строители умения действовать в коллективе. «Праздничный салют» Цель: формировать умение подбирать камешки по цвету и форме в соответствии с выбранным предметом изображения, развивать способность изображать предмет, передавая характерные Физическое развитие Художественноэстетическое развитие «Кто больше соберет?» Цель: развивать двигательную активность детей, быстроту реакции. Упражнения на снятие мышечного напряжения. (Все упражнения повторяются 3-4 раза) Поиграем с камешками в прятки? Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек 21 зрительную выкладывать их координацию, понятия камешками «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие. Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера. «Овощи и фрукты» Цель: закрепить знания об овощах и фруктах Задание: выложить овощи и фрукты камешками, подбирая по цвету «В мире животных» Цель: расширить знания детей о животных Задание: отгадать загадку о животном, особенности оригинала. Игра «Радужные камешки». Ребенок сидит в кресле. Педагог просит закрыть глаза и сделать из ладошек лодочку. Затем он вкладывает в детские ладошки камешек марблс или кабошон и дает инструкцию. «Возьми камушек в ладошки, согрей его, сложи ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей своим дыханием, отдай ему часть своего тепла и ласки. Открой глаза, посмотри на камешек, расскажи о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения упражнения». «Помоги ежику найти грибочки» Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони. Представьте, что вы превратились в камешкистолбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком. Динамическая пауза. Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел. (Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять камешек) Мишка шел, шел, шел, 22 рассказать о нем и выложить камешками животное по предложенной картинке моторику, зрительнодвигательную координацию Задание: Выложить дорожку от ежика к грибочками из камешков. Цветовая гамма не учитывается. Игра «Сухой бассейн». Цель: сенсорное развитие и развитие мелкой моторики. Нужно сделать «Сухой бассейн», это очень полезно в целях развития мелкой моторики у дошкольников. Для этого нужно поместить марблсы или кабошоны в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету. белый камешек нашел. (Идут по кругу и поднимают камешки) Волк шел, шел, шел, синий камешек нашел. (Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой камешки) Детки шли, шли, шли и домой пришли. (Садятся на места) 23 «Удивительные камешки Марблс» Цель: познакомить детей с камешками (твердые, гладкие, тяжелые, прозрачные). «Разложи по размеру» Цель: учить раскладывать камешки от большого до самого маленького и наоборот «Собери бусы» Цель: учить детей устанавливать последовательность по рисунку и продолжить ее «Тучка и капельки» Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать Средняя группа «Опиши картинку» Игра «Сухой бассейн». Цель: учить детей Цель: сенсорное описывать, что развитие и развитие изображено на мелкой моторики. картинке. Нужно сделать «Сухой Игра «Назови бассейн», это очень полезно в целях развития ласково». Поможем сказочному мелкой моторики у герою добраться до дошкольников. Для домика, построив этого нужно поместить дорожку из камешков марблсы или кабошоны марблс или кабошонов, в пластиковую ёмкость и называя при этом слова перебирать пальчиками, уменьшительно можно отыскивать ласкательно. Например: спрятанную среди фонарик, столик, камешков мелкую домик. игрушку, либо Игра «Выкладывание разложить их по цвету. сюжетных картинок из камешков». С/Р игра «Строители» Цель: развитие (замещение щебенки фантазии. камешками Марблс) Выкладывание сюжетных картинок Цель: побуждение детей при помощи камешков творчески на определенную тему: воспроизводить в игре «Морское дно» и строители умения «Кто больше соберет?» Цель: развивать двигательную активность детей, быстроту реакции. Эстафета «Перенеси в корзинке только красные камешки». Цель: развитие ловкости и координации движений «Гирлянда» Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительнодвигательные координации, учить выполнять действия по образцу. Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом. 24 мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие. Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера. «Выложи по контуру» Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук. Задание: 1) предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается. 2) Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма. «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме». действовать в коллективе. С/Р игра «Магазин» (замещение леденцов камешками Марблс) Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре магазин умения действовать в коллективе «Художник» Цель: развивать творчество, мелкую моторику. Задание: выложить заданный предмет из камешков. Ребенок выкладывает схематичное изображение. «Праздничный салют» Цель: формировать умение подбирать камешки по цвету и форме в соответствии с выбранным предметом изображения, развивать способность изображать предмет, передавая характерные особенности оригинала. «Чудесный мешочек» Цель: формировать умения сопоставлять 25 «Овощи и фрукты» Цель: закрепить знания об овощах и фруктах Задание: выложить овощи и фрукты камешками, подбирая по цвету «В мире животных» Цель: расширить знания детей о животных Задание: отгадать загадку о животном, рассказать о нем и выложить камешками животное по предложенной картинке зрительные и осязательные впечатления, развивать речь. Задание: В мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец – шарик Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же. Игра «Радужные камешки». Ребенок сидит в кресле. Педагог просит закрыть глаза и сделать из ладошек лодочку. Затем он вкладывает в детские ладошки камешек марблс или кабошон и дает инструкцию. «Возьми камушек в ладошки, согрей его, сложи ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей своим дыханием, отдай ему 26 часть своего тепла и ласки. Открой глаза, посмотри на камешек, расскажи о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения упражнения». «Удивительные камешки Марблс» Цель: познакомить детей с камешками (твердые, гладкие, тяжелые, прозрачные). Математический диктант Цель: закрепление понятий «лево – право», «верх – низ» при выкладывании камешков на листе. «Опиши картинку» Цель: учить детей описывать, что изображено на картинке. «Найди камешку место» Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание Старшая группа С/Р игра «Строители» (замещение щебенки камешками Марблс) «Кто больше соберет?» Цель: развивать двигательную активность детей, быстроту реакции. Цель: побуждение детей Эстафета «Перенеси в творчески корзинке только воспроизводить в игре красные камешки». строители умения Цель: развитие ловкости и действовать в координации движений коллективе. Эстафета «Перенеси в ложке все камешки» С/Р игра «Магазин» Цель: развитие ловкости и (замещение леденцов координации и движений камешками Марблс) «Хоккей» Цель: побуждение детей Цель: формирование «Гирлянда» Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительнодвигательные координации, учить выполнять действия по образцу. Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. 27 Д/И «Найди, сосчитай» Цель: ориентировка на листе бумаги в клетку. Развитие устойчивого внимания. Укрепление памяти. Активизация мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики. «Цифры» Цель: знакомить с цифрами; обучать прямому и обратному счёту в пределах 5; соотносить число и количество; развивать зрительное восприятие. «Разложи по размеру» Цель: учить раскладывать камешки от большого до самого маленького и наоборот «Назови и выложи» Цель: закрепить знания геометрических фигур, Д/И «Волшебный мешочек». Цель: учить согласовывать словопредмет и словопризнак. Расширять словарный запас детей. Игра «Назови ласково». Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков марблс или кабошонов, называя при этом слова уменьшительно ласкательно. Например: фонарик, столик, домик. Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков». Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и творчески воспроизводить в игре магазин умения действовать в коллективе представлений о свойствах геометрической формы – шара, развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаз, закреплять «Праздничный салют» представление о Цель: формировать свойствах круглых умение подбирать предметов, камешки по цвету и развивать внимание, форме в соответствии с ловкость, координацию выбранным предметом движений. изображения, развивать Упражнения на снятие способность изображать мышечного предмет, передавая напряжения. характерные (Все упражнения особенности оригинала. повторяются 3-4 раза) Поиграем с камешками в «Крестики- нолики» прятки? Зажмите камешек Цель: Развивать в кулачок крепко-крепко, у детей мелкую я проверю, хорошо ли вы моторику, логическое спрятали камешек, мышление, память, достаточно ли твердым внимание, ориентировку стал ваш кулачок. в пространстве. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; «Зоркий глаз» если при этом камешек Цель: развивать выкатится из ладони, Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом. Игра «Продолжи узор». Цель: развитие зрительной памяти, воображения. Нужно с помощью камешков продолжить узор. «Мы такие разныедлинные, короткие» Цель: дать понятия детям о длительности нот Задание: разложи нотки, используя большие и маленькие камешки, соблюдая 28 умение выкладывать фигуру по контуру камешками, подбирая цветовую гамму «Змейка» Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук. Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать разные цвета. «Овощи и фрукты» Цель: закрепить знания об овощах и фруктах Задание: выложить овощи и фрукты камешками, подбирая по цвету «В мире животных» Цель: расширить «Домик в деревне», память «Колобок», «Новый Выложить 10 год», любых камешков на «Рыбки в аквариуме». первый ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить. ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони. Представьте, что вы превратились в камешкистолбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком. Динамическая пауза. Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел. (Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять камешек) Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел. цветовую гамму «Художник» Цель: развивать творчество, мелкую моторику. Задание: выложить заданный предмет из камешков. Ребенок выкладывает схематичное изображение. «Угадай и выложи» Цель: закрепить знания о музыкальных инструментах Задание: назвать по картинке музыкальный инструмент и выложить камешками «Фантазеры» Цель: развивать самостоятельность детей, фантазию, творческие способности при выкладывании задуманного рисунка 29 знания детей о животных Задание: отгадать загадку о животном, рассказать о нем и выложить камешками животное по предложенной картинк (Идут по кругу и камешками поднимают камешки) картона Волк шел, шел, шел, синий камешек нашел. (Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой камешки) Детки шли, шли, шли и домой пришли. (Садятся на места) «Переложи камешки» Цель: Профилактика плоскостопия Задание: переложить камешки из одного контейнера в другой, захватывая пальцами ог на «Пройди по дорожке» Цель: Профилактика плоскостопия Задание: ходьба по рассыпанным камешкам Марблс, перекатывание стопами ног 30 листе «Удивительные камешки Марблс» Цель: познакомить детей с камешками (твердые, гладкие, тяжелые, прозрачные). Математический диктант Цель: закрепление понятий «лево – право», «верх – низ» при выкладывании камешков на листе. Д/И «Найди, сосчитай» Цель: ориентировка на листе бумаги в клетку. Развитие устойчивого внимания. Укрепление памяти. Активизация мыслительных процессов. Развитие Подготовительная группа «Опиши картинку» С/Р игра «Строители» «Кто больше соберет?» Цель: учить детей Цель: развивать (замещение щебенки описывать, что двигательную камешками Марблс) изображено на активность детей, Цель: побуждение детей быстроту реакции. картинке. творчески «Назови картинку и Эстафета «Перенеси в найди гласный звук» воспроизводить в игре корзинке только строители умения красные камешки». Цель: научить детей действовать в Цель: развитие ловкости находить заданный звук коллективе. и координации движений в слове на этапе С/Р игра «Магазин» Эстафета «Перенеси в громкого (замещение леденцов ложке все камешки» проговаривания слова. камешками Марблс) Цель: развитие ловкости «Найди и координации и камешку место» движений Цель: побуждение детей творчески Цель игры: «Хоккей» воспроизводить в игре научить Цель: формирование магазин умения определять место представлений о действовать в заданного звука в свойствах геометрической коллективе слове (начало, формы – шара, развивать «Крестики- нолики» середина, конец), мелкую моторику, Цель: Развивать опираясь на прослеживающую у детей мелкую громкое функцию глаз, закреплять моторику, логическое проговаривание представление о мышление, память, внимание, ориентировку свойствах круглых предметов, «Гирлянда» Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительнодвигательные координации, учить выполнять действия по образцу. Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом. 31 мелкой моторики. «Цифры» Цель: знакомить с цифрами; обучать прямому и обратному счёту в пределах 10; соотносить число и количество; развивать зрительное восприятие. «Разложи по размеру» Цель: учить раскладывать камешки от большого до самого маленького и наоборот «Собери бусы» Цель: учить детей устанавливать последовательность по рисунку и продолжить ее «Назови и выложи» Цель: закрепить знания геометрических фигур, умение выкладывать фигуру по контуру Д/И «Волшебные камешки» Цель: развитие навыков звукового анализа слов, развитие мелкой моторики. Д/И «Волшебный мешочек». Цель: учить согласовывать слово-предмет и слово-признак. Расширять словарный запас детей. Игра «Назови ласково». Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков марблс или кабошонов, называя при этом слова в пространстве. «Праздничный салют» Цель: формировать умение подбирать камешки по цвету и форме в соответствии с выбранным предметом изображения, развивать способность изображать предмет, передавая характерные особенности оригинала. «Чудесный мешочек» Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь. Задание: В мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец – шарик Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же. Игра «Радужные развивать внимание, ловкость, координацию движений. Упражнения на снятие мышечного напряжения. (Все упражнения повторяются 3-4 раза) Поиграем с камешками в прятки? Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони. Представьте, что вы превратились в камешкистолбики. Вытянитесь в «Художник» Цель: развивать творчество, мелкую моторику. Задание: выложить заданный предмет из камешков. Ребенок выкладывает схематичное изображение. Игра «Продолжи узор». Цель: развитие зрительной памяти, воображения. Нужно с помощью камешков продолжить узор. «Веселые ноты» Цель: закрепить знание нот, их расположение на нотном стане Задание: разложить на нотной линейке ноты в соответствии с цветом и назвать их «Мы такие разныедлинные, короткие» 32 камешками, подбирая цветовую гамму «Выложи цифру» Цель: закрепить знание цифр, умение выкладывать цифры камешками «Тучка и капельки» Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие. Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера. «Пройди по уменьшительно ласкательно. Например: фонарик, столик, домик. Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков». Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме». «Буквоежка» Цель: закрепить знания букв Задание: выложить букву камешками в соответствии с цветом «Что за звук» Цель: развивать умение делать звуковой анализ слов камешки». Ребенок сидит в кресле. Педагог просит закрыть глаза и сделать из ладошек лодочку. Затем он вкладывает в детские ладошки камешек марблс или кабошон и дает инструкцию. «Возьми камушек в ладошки, согрей его, сложи ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей своим дыханием, отдай ему часть своего тепла и ласки. Открой глаза, посмотри на камешек, расскажи о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения упражнения». «Помоги ежику найти грибочки» Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительнодвигательную струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком. Динамическая пауза. Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел. (Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять камешек) Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел. (Идут по кругу и поднимают камешки) Волк шел, шел, шел, синий камешек нашел. (Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой камешки) Детки шли, шли, шли и Цель: дать понятия детям о длительности нот Задание: разложи нотки, используя большие и маленькие камешки, соблюдая цветовую гамму «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» Цель: закрепить знания направления звучания мелодии Задание: выложить на лесенке камешками направление звучания мелодии «Высоко и низко» Цель: дать понятие детям о высоких и низких звуках Задание: выложить камешками на нотном стане высокие ноты одним цветом, низкие другим и пропеть их 33 дорожкам» Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительнодвигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью руки. Задание: взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного цвета. «Змейка» Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук. Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать Задание: выложи слово звуками при помощи камешков «Угадай, где живет звук» Цель: закрепить умения находить местоположение звука в слове Задание: проговорить слово, дифференцировать звук, отметить его камешком на схеме координацию Задание: Выложить дорожку от ежика к грибочками из камешков. Цветовая гамма не учитывается. Игра «Камешки, дающие радость». Звучит спокойная музыка (фон шум моря). Дети сидят на ковре. Каждый ребенок держит в руке камень марблс или кабошон. Педагог предлагает закрыть глаза, расслабится и представить себя на побережье; где нас пригревает солнышко, обдувает морской ветерок. Дети играют с камнем, гладят, рассматривают его. Игра «Сухой бассейн». Цель: сенсорное развитие и развитие мелкой моторики. Нужно сделать «Сухой домой пришли. (Садятся «Угадай и выложи» на места) Цель: закрепить знания о музыкальных инструментах «Переложи камешки» Цель: Профилактика Задание: назвать по плоскостопия картинке музыкальный Задание: переложить инструмент и выложить камешки из одного камешками контейнера в другой, захватывая пальцами ног «Фантазеры» «Пройди по дорожке» Цель: Профилактика Цель: развивать плоскостопия самостоятельность Задание: ходьба по детей, фантазию, рассыпанным камешкам творческие Марблс, перекатывание способности при стопами ног выкладывании «Выложи и назови» задуманного рисунка Цель: закрепление знаний камешками на листе о спортивных атрибутах картона Задание: выложить камешками атрибуты и «Выложи по оборудование для образцу» спортивных игр и назвать их Цель: развивать у детей «Ручной футбол» умение выкладывать Цель: закрепить знания предложенный узор правил и элементов камешками по 34 разные цвета. «Выложи по контуру» Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук. Задание: 1) предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается. 2) Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма. «Овощи и фрукты» Цель: закрепить знания об овощах и фруктах Задание: выложить овощи и фрукты камешками, подбирая по цвету «Чудесные домики» Цель: закрепить знания бассейн», это очень полезно в целях развития мелкой моторики у дошкольников. Для этого нужно поместить марблсы или кабошоны в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету. «Зоркий глаз» Цель: развивать память Выложить 5 любых камешков на первый ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить. «Что опасно для ребенка» Цель: закрепить знания о безопасном поведении в быту, с электроприборами спортивной игры- футбол заданному образцу Задание: играть, перебегая указательным и средним пальцами по столу, стараясь забить мяч в ворота соперника «Попади в цель» Цель: развивать меткость, глазомер Задание: попади шариком Марблс в вертикальную или горизонтальную цель 35 о составе числа Задание: выложить в окошках домика камешками состав числа из двух меньших «В мире животных» Цель: расширить знания детей о животных Задание: отгадать загадку о животном, рассказать о нем и выложить камешками животное по предложенной картинке Задание: рассмотреть картинки с опасными ситуациями, объяснить их, выложить запрещающий знак камешками «Правил на свете дорожных немало!» Цель: закрепить знания о дорожных обозначениях, правилах для пешеходов Здание: рассмотреть картинки с дорожными знаками и ситуациями, рассказать о них, выложить камешками знаки, светофор, пешеходный переход «Веселый калейдоскоп» Цель: развивать у детей эстетический вкус, умение проявлять творчество в составлении предметных и сюжетных мозаик Задание: выложить камешками картинку по определенной теме 36 Учебный план Программы №п Образовательная Содержание Кол-во в /п область месяц 1 Познавательное Знакомство развитие характеристиками с Дидактические историей, качественными 2 камешков игры с Марблс. камешками по направлениям: - познание, исследовательская -познавательнодеятельность, - математика, - ознакомление с природой 2 Речевое развитие Развитие всех сторон речи в дидактических 2 играх с камешками Марблс 3 Социально- Формирование коммуникативных навыков 2 коммуникативное детей в групповых и парных играх с развитие камешками. Развитие творческих способностей детей в дидактических играх с камешками на следующим разделам: - сюжетно- ролевые игры, - безопасность 4 Физическое развитие Развитие в играх с камешками мелкой 1 моторики пальцев рук, воспитание усидчивости. Профилактика плоскостопия 5 Художественно- Развитие художественных творческих 2 эстетическое развитие способностей детей посредством игр Марблс по разделам: - изобразительная деятельность, - музыка 37 Формы организации деятельности с детьми в рамках реализации Программы Беседы с показом камешков, рассказывание истории камешков Марблс; Рассматривание и обследование видов камней, цветовой гаммы; Презентации, слайд- шоу, просмотр видеороликов с играми; Творческие мастер- классы; Продуктивная индивидуальная и коллективная деятельность детей. Работа с родителями Согласно ФГОС ДО, одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Формирование гармонично развитой личности ребенка невозможно без установления системной взаимосвязи с семьей, поэтому активное участие в образовательном процессе принимают родители. В работе с родителями активно используются следующие формы работы: Опросы и анкетирование, Оформление наглядной информации (стендовая, выставочная, лэпбук и т.д) на темы: «Где купить камешки Марблс», «Гигиенические требования к играм Марблс», «Развитие творчества в играх с камешками Марблс», «Развиваем мелкую моторику в играх и упражнениях Марблс», «Как весело и ярко провести вечер в семье», Индивидуальные беседы и консультации, Пропаганда результатов детской деятельности- организация и оформление детских конкурсов «Удивительный мир камешков Марблс», Выставки, Мастер- классы «Камешки Марблс- разноцветное счастье для детей», «Какие игры с Марблс можно придумать дома», Конкурсы и фестивали по проектной деятельности. 38 Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников строится на основных положениях, определяющих методику сотрудничества: 1. Единство и решение целей и задач, 2. Системность и последовательность работы в соответствии с планом Программы, 3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, 4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Для достижения поставленных целей, успешной плодотворной совместной работы родители и педагоги должны приложить все усилия по созданию благоприятных условий для развития ребенка. Организационный раздел Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды для реализации Программы Развивающая предметно- пространственная среда оснащается с учетом возрастных особенностей детей, соответствует санитарно- гигиеническим требованиям. РППС постоянно претерпевает преобразования для стимулирования творческой, познавательной, интеллектуальной активности детей. Материалы и оборудования для работы и игр с детьми переносные, с методическим сопровождением для педагогов, с дидактическими заданиями. РППС для реализации Программы состоит из следующих составляющих: Познавательный центр- компьютер, ноутбук, экран, различные виды камешков Марблс для ознакомления детей с историей возникновения камешков Марблс, историей их соверше6нствования во времени, их видов. Творческий центр- наборы камешков Марблс в контейнерах по цветам, дидактические тетради и брошюры с заданиями, карточки со схемами для самовыражения детей в продуктивной творческой деятельности и активизации 39 творческих способностей детей. Здесь же периодически размещаются конкурсные выставки работ детей. Игровой центр- предназначен для самостоятельных дидактических, настольных игр детей. Здесь сосредотачиваются наборы игр, карточки с заданиями, наборы камешков, лотки с песком для выкладывания шариков и камешков Марблс на песке. Художественный центр- для развития художественно- эстетических способностей детей посредством игр и занятий с камешками. Дидактические тетради и карточки с заданиями и схемами, карточки с музыкальными инструментами, наборы камешков в контейнерах. Взаимодействие с социальными партнерами Одним из путей повышения результативности Программы заключается в установлении прочных направлений дошкольного связей с социумом, образования. дошкольного образовательного учреждения Развитие с как одного социальных культурными центрами из связей дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Социальные партнеры по реализации Программы: Организация Мероприятия Районный Дом детского творчества Проведение совместных игровых и творческих занятий и мероприятий, 40 разработанных совместно с использованием камешков Марблс для развития художественных творческих способностей детей. БСОШ №1 Методические мероприятия с учителями школы по внедрению игр и упражнений Марблс на уроках в школе с выпускниками ДОУ. Проведение совместных ежегодных досугов с первоклассниками и дошкольниками в соревновательной форме. ОГИБДД МВД в Бичурском районе Проведение занятий, игр по РБ развлечений по дорожного движения и правилам с использованием Марблс Пожарная часть-15 Проведение занятий, игр и развлечений по правилам пожарной безопасности с использованием Марблс Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями 41 позволит использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации Программы. Заключение В процессе реализации Программы мы добьемся того, что педагогическая деятельность будет более энергичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия с детьми интересные, увлекательные и не утомительные. Применение игр с камешками Марблс не рассматривается как самостоятельный метод образования. Метод используется вспомогательным средством в стимулировании ребенка, создании благоприятного эмоционального фона, что улучшает эффективность развития. 42 Приложение Диагностическая программа Целью мониторинга является создание условий для развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста. Результаты мониторинга используются: при планировании развивающей работы с воспитанниками; при создании предметно-развивающей среды; для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. В мониторинг включается первичное (в начале учебного года) и итоговое (в конце учебного года) диагностическое обследование. Диагностика проводится в подгрупповой и индивидуальной форме. Камешки Марблс являются тем эффективным средством, который позволяет: создать стабильную положительную мотивацию к индивидуальным занятиям; гармонизировать эмоциональное состояние ребенка; развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка; дольше сохранять работоспособность ребенка; корректировать тяжелые речевые нарушения; развивать логику, память и мышление у ребенка; развивать математические представления у детей; обогащать словарный запас; совершенствовать лексико-грамматический строй речи; проводить профилактику дисграфии и дислексии; воспитывать интерес к творческому процессу ребенка учить и развивать такие понятия, как цвет, величина, количество, форма; развивать зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность и усидчивость; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру. 43 Диагностика уровней усвоения Для выявления уровня усвоения разработан диагностический комплекс упражнений с камешками Марблс, за основу которого взята Психологопедагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией Е. А. Стребелевой доктора педагогических наук, профессора. Уровень развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с использованием камней Марблс определяются с помощью следующих упражнений и заданий: Упражнение "Найди предмет" или "Угадай-ка" Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.) Оборудование: емкость глубокая, камешки "Марблс", игрушки из киндерсюрпризов. Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это. Упражнение "Змейка" Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камешки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкостью: специально заготовленные камушки на липучке, карточки с заданиями. Данное упражнение можно выполнять как на поверхности стола, так и на карточке с заранее нарисованной змейкой. В соответствии с выбранным вариантом выполнения педагог дает задание. 44 Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета. Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета, чередование цветов используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета). Упражнение "Продолжи узор" Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому. Развитие мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления. Оборудование: камешки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкостью: специально заготовленные камушки на липучке, карточки с заданиями. Задание: Педагог выкладывает начало узора и предлагает ребенку продолжить узор в соответствии с заданной последовательностью. Упражнение "Разбери по форме" Цель: развитие умения различать форму предметов, находить форму по образцу и по словесному обозначению. Развитие зрительного, слухового восприятия, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камешки "Марблс"разной формы (шарики, овальные плоские, круглые плоские), карточки с эталонами формы, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых форм). Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разной формы перемешались. Необходимо рассортировать их по форме. Предъявляется эталон формы и предлагается отсортировать сначала предъявленный. Дети называют форму предмета - шарик и отбирают , складывают в свои баночки только шарики. При повторении упражнения количество предъявляемых форм увеличивается. Усложнение: Форма камешка называется словом. 45 Упражнение "Собери по образцу" Цель: развитие умения различать цвета, называть их. Развитие зрительного восприятия. Развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук. Оборудование: карточки с заданиями, камешки "Марблс". Задание: Педагог предлагает разложить камешки накладывая их на образец карточку, на которой нанесен цветной рисунок. Усложнение: Выкладывание камешков, ориентируясь на образец, на свободном пространстве. - Запомнить узор на карточке и выложить по памяти. Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне. Упражнение «Найди место камешку» (ориентация на плоскости) Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико- пространственных нарушений. Развитие слухового восприятия. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камешки "Марблс". Задание: Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Вариативность: Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок. 46 Упражнение "Графический диктант" Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико- пространственных нарушений. Развитие слухового восприятия. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камешки "Марблс". Задание: Педагог дает устные задания типа: От точки закрываем камешками 2 клеточки вправо, 1 клеточку вверх и т.д. Ребенок накладывает на клеточки названное количество камешков в нужном направлении. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Вариативность: Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок. Упражнение «Разложи по кучкам» Цель: развитие внимания, логического мышления, воображения. Формирование навыков счета. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камешки "Марблс", карточки с цифрами от 1 до 10. Задание: Педагог предлагает разложить камешки по кучкам – от одного камешка в первой кучке, до десяти камешков в последней. (Первая кучка – один камешек, вторая – два, третья – три, и т.д.) Усложнение: Педагог раскладывает на столе карточки с цифрами и предлагает ребенку напротив каждой цифры расположить соответствующее количество камешков. Упражнение"Цифра" 47 Цель: закрепление зрительного образа цифр. Развитие внимания, мышления, воображения. Развитие мелкой моторики рук, правильного захвата пальцев рук. Оборудование: камешки "Марблс", карточки с контурным изображением цифр. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камешки и образцы (с липучками) Задание: Педагог уточняет название цифры и закрепляет ее образ путем наложения камешков на ее контур. Упражнение «Выложи по контуру» Цель: развитие зрительного восприятия, мышления, воображения. Закрепление названий геометрических тел. Развитие умения соотносить цвета. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование: карточки с заданиями, камешки "Марблс". Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец карточку, на которой нанесен контур геометрических фигур, соотнося линию контура и камешки по цвету. Игра «Четвертый лишний» Цель: развитие мышления. Оборудование: карточки с изображениями различных предметов, камешки "Марблс". Задание: Педагог предлагает среди предметов найти лишний и положить на него камень, объяснив свой выбор. Упражнение на развитие зрительной памяти Цель: развитие памяти, внимания. Оборудование: камешки "Марблс". Задание: Одному из детей педагог предлагает выложить последовательность из 4– 5 камней. Задача остальных воспитанников – запомнить и повторить по памяти. 48 Упражнение на развитие пространственной ориентации Цель: закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д.) Задание: - Первый ребенок – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя; - Второй ребенок – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя; - Третий ребенок – возьми оранжевый камень и положи перед собой; И т.д. Овладение звуковым анализом Цель: - воспитание слуховой дифференциации звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно-акустическим признакам звуков. - развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове, определения, с какого звука начинается слово (гласного или согласного) - развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки. - знакомство с буквой. Упражнение "Знакомство с буквой" Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камешки "Марблс", карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (с липучками) Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур. Упражнение "Гласная или согласная?" 49 Цель: развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в слове. Оборудование: камешки "Марблс", карточки для звукового анализа. Задание: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий). Дополнительные вопросы и задания: 1. Произвести звукобуквенный анализ слова. камешки выкладывать под буквами. АРБУЗ 2. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком? 3. На каком мест находится звук ( в начале, середине, конце?) 4. Сколько в слове гласных, сколько согласных? Упражнение на развитие слухового внимания Оборудование: камешки "Марблс". Задание: Педагог называет ребятам различные слова. Вариант 1. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат название животного), либо зеленый (слышат название растения). Список предлагаемых слов: тигр, береза, лев, самолет, заяц, волк, дерево, цветок, змея, дом, машина, тополь, лошадь. Вариант 2. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат звук «а»), либо зеленый (слышат звук «о»). Список предлагаемых слов: азбука, дом, апельсин, окно, ананас, мост, кот. Упражнение «Напиши слово» Цель: закрепить образ букв, развитие оптико-пространственных представлений. Оборудование: камешки "Марблс", карточки со словами. Задание: педагог предлагает ребенку написать слово, выложив буквы камешками. 50 Ребенок может выкладывать слово как по образцу, так и на слух, работая на карточке или выкладывая слово рядом, ориентируясь на образец. Методика проведения обследования Таблица1 Уровни Баллы Высокий 3 Показатели уровней Ребенок отвечает правильно и четко аргументирует свой ответ, на наглядном материале показывает точно. Полностью выполняет задание. Выше среднего 2 Ребенок отвечает верно, но не полно, показывает на наглядном материале правильно задание. Выполняет упражнение с единичными ошибками. Ниже среднего 1 Ребенок выполняет задание с многочисленными ошибками, с показывает наглядном материале. на трудом Постоянно нуждается в помощи тьютора. Ребенок отказался от выполнения или не ответил совсем. 51 Сводные результаты диагностики Таблица 2 Кол-во баллов Показатели 20 баллов У Уровень ребенка высокий уровень Высокий познавательной активности, полностью выполнил задание. 16-19 Ребенок выполнил задание баллов единичными ошибками, не испытывал трудностей с пониманием инструкции, с лёгкостью с Выше среднего выполнял предложенные задания, допуская при этом единичные ошибки. 14-15 Ребенок выполнил задание с Средний баллов многочисленными Выполнение ошибками. заданий было затруднительным, не усваивал инструкцию с первого раза, требовались дополнительные разъяснения. 1-13 Ребенок только с помощью Ниже среднего баллов взрослого выполнял задания либо отказался от выполнения или не выполнил 52 совсем 53 Литература 1. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001. 2. Вольнова Л.Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999. 3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.,1986. 4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение 1990. 5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1995. 6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998. 7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М.,1973 8. Каталог образцов игровых и оформительских Марблс. (Федеральный информационный фонд отечественных и иностранных каталогов на работы в промышленную продукцию) 2005. 9. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М., 1979. 10. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). М.-1997. 11. Платонова О.А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007. 12. Статья О.В. Бурнашовой МБДОУ №133 Новокузнецк. «Использование камешков «Марблс» в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста» 13. Статья Е.В. Афонасьевой «Блестящая математика: математические игры с камешками Марблс» 14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения.- М.: Школьная пресса, 2002. 54